Газовые подтексты кризиса в Крыму

ENGLISH VERSION Мы отмечали в нашем анализе «Кровавый поток в Европу» 24 января 2014 года тот факт, что дестабилизация Украины имеет не только внутренние причины, но и внешнюю стимуляцию, а также серьезный «газовый мотив» российской внешней энергетической политики. Речь идет о том, что «война в Киеве» должна помочь Кремлю протолкнуть «Южный поток» в Брюсселе. На фоне усиливающейся дестабилизации Украины, ЕС должен был пойти навстречу России в вопросе исключения проекта из-под действия 3-го Энергопакета.

Эта тенденция усиливается на фоне того, что за 100 «горячих дней» в Украине не произошло никаких инцидентов с транзитом газа и нефти из России в Европу. Трубопроводные системы работали и работают в штатном режиме. Но несмотря на это, эксплуатация тезиса о транзитной ненадежности Украины не только продолжается, но и его пытаются насытить дополнительной аргументацией. Некоторые оценки в Москве становятся достаточно откровенными, например, со стороны прогазпромовских thinktank(«Южный поток» доказан»,//www.energystate.ru/news/5006.html ):  

- Украина сегодня не представляет из себя надежное государство. И слава Богу, что в этот раз не произошло перекрытие транзита. Но что будет дальше?

- погружающаяся в хаос Украина – это колоссальный транзитный риск.

- труба превращается в основной инструмент давления на Россию: «не дадите нам скидок – остановим транзит».

Резюме публикации достаточно показательно: «Сейчас … нет уже вопросов относительно того, что «Южный поток» просто необходим. И необходима также труба «Ямал-Европа-2» через Белоруссию с корректированным маршрутом: она должна идти на юг Польши, потому что там существует еще «дырка» юг Польши – Словакия – австрийский хаб Баумгартен. И тогда мы полностью закрываем и по объемам, и по маршрутам украинскую тему».

 Сейчас в Крыму Россия разворачивает дополнительный сценарий дестабилизации. Делается это не только по причине наличия «фантомных болей» за «утерянным Крымом», но и исходя из некоторых проблем реализации проекта «Южный поток». Как мы уже отмечали затраты на реализацию всех его модулей – колоссальны: €56 млрд., из них €16,5 – стоимость морского и сухопутного (по Европе) участков. Стоит вопрос об оптимизации инвестиций. Вряд ли речь идет об уменьшении суммы. Скорее – о перераспределении затрат между зарубежным и российским участками маршрута. Конечно же на пользу российских модулей проекта «Южный коридор». М. Корчемкин из Центра Восточно-Европейского газового анализа акцентирует внимание на крымском сценарии, как варианте оптимизации маршрута морской части «Южного потока», которая из-за выдвинутой далеко на юг исключительной экономической зоны Украины дает максимальную протяженность морского участка //m-korchemkin.livejournal.com/

 Если проанализировать возможные варианты оптимизации, то как раз во внимание попадает именно крымский маршрут, который может сделать «Южный поток» комбинированным. Из исключительно морского он может трансформироваться в море – суша (Крым) – море: 

схема ЮП

Возможная «крымская коррекция» морского участка «Южного потока»

 

Стоит вспомнить, что «крымский вариант» «Южного потока» бывший президент Украины В.Янукович предлагал России наVIIIконференции «Ялтинской европейской стратегии» 17 сентября 2011 г.: «Этот проект намного дешевле, чем тот, что предлагается, стоимость которого сейчас оценивается в 25 миллиардов долларов. А то, что предлагаем сейчас мы — будет стоить в 5 раз дешевле». Тогда «Газпром» счел это предложение нецелесообразным. Заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев ответил, что можно было бы провести через Крым, выйти в Евпаторию и дальше — в Черное море, но какой смысл, когда можно просто напрямую. Вероятно, сейчас «прямое мышление» Кремля изменилось в сторону «непрямого» под влиянием геополитических и клептократических задач, когда экономика отходит на задний план.

 

Конечно, есть и другие варианты оптимизации, но они потребуют изменения стартовой позиции проекта – компрессорной станции «Русская» на побережье Черного моря. 6 декабря 2013 года там уже начался монтаж оборудования. Эта КС – также является также конечным пунктом газопроводной системы «Южный коридор» от Ямала до Черного моря.

КС Русская схемаКС Русская фото

 КС «Русская». Слева – макет, справа – строительный участок, декабрь 2013 г.

 

Осенью 2014 года запланировано начало строительства морского участка газопровода. Причем пройдет он по самому глубоководной донной зоне Черного моря, где глубины составляют 1900-2200 м. В то же время, комбинированный маршрут в случае аннексии Крыма пройдет по шельфовой, а не донной зоне моря с глубинами на порядок меньшими:

ЮПсхема2

 

 

О вероятности внесения некоторых корректировок в проект в Газпроме стали говорить в ноябре прошлого года. Но произойдет ли такая масштабная корректировка – сказать сложно. Скорее всего индикатором будет изменение мощности КС «Русская». Сейчас о ней помпезно заявляют, как о самой мощной в мире, с установленной мощностью 448 МВт. Для «крымского маршрута» такая мощность избыточна, поскольку и глубины, и расстояния становятся существенно меньшими. К тому же в Крыму может быть поставлено 2 компрессорные станции, которые обеспечат дальнейшую прокачку газа как по территории полуострова, так и по морю.

 

Сепарация Крыма с его последующей аннексией дает России решение ряда вопросов стратегического характера в рамках «PaxPutiniana»:

 

- «газовая привязка» Крыма к России, который сейчас инфраструктурно и ресурсно полностью зависит от Украины;

 

- нейтрализация или взятие под российский контроль перспективных проектов разведки и добычи газа в Черном море, которые инициировала Украина с привлечением ведущих европейских и американских компаний;

 

- лишение Украины доступа к основной части разрабатываемых шельфовых месторождений газа и перспективным запасам углеводородов в Черном море;

 

- вытеснение из северного сектора Черного моря ведущих американских и европейских нефтегазовых компаний;

 

- лишение «Украины без Крыма» основного пространства исключительной экономической зоны в Черном море.

 

Также может быть поставлен вопрос «Крым в обмен на газ». Ровно год тому назад пророссийские силы в Крыму активно использовали этот тезис после обнародования 7-миллиардных претензий «Газпрома» к «Нафтогазу». Понятно, что подобный тезис отнюдь не был домашней заготовкой сепаратистов из фронта «Севастополь – Крым – Россия», это было исполнение директив из Москвы. Теперь Кремль после краха Януковича, быстро модифицирует сценарий аншлюсса Украины и готовит Крымский плацдарм для торгов с новой властью в Киеве. С возвращением Леди Ю. в политическую жизнь Украины, Россия может начать игру, подобную той, которая закончилась дискриминационными для Украины газовыми соглашениями 19 января 2009 года, а для Януковича Харьковскими соглашениями 21 апреля 2010 г. с пролонгацией пребывания ЧФ РФ в Севастополе до 2042 года. Можно только надеяться, что Майдан и СНБО не позволят политикам из прошлого и патронируемым ими властным персонажам наступить на грабли 2009 г. (Московские газовые контракты) и 2010 г. (Харьковские соглашения). Никакие газовые соглашения с Россией не должны подписываться без рассмотрения на СНБО, состав которого должен быть также быстро переформатирован.



Аналітична записка


Дослідження


Доповіді та презентації


Статті


Коментарі експертів