Викрадення Європи. Підсумки

В рамках проекту "Викрадення Європи" журналісти "Дзеркало тижня" Володимир Кравченко та Тетяна Силіна представляють підсумковий огляд.

 

 

Евросоюз поднатужился и таки снова сделал это — продлил санкции против России.

 

Почти год назад, в начале февраля 2015-го, срочно прилетевшая в Киев вместе с президентом Франции Олландом немецкий канцлер Ангела Меркель, по утверждению присутствовавших на встрече, обеспокоенно говорила о том, что ей вряд ли удастся удержать европейские санкции против России дольше, чем еще на полгода. Но разноголосая и разноцветная Европа, несмотря на все внутренние противоречия и споры, сохраняет общеевропейское единство в вопросе антироссийских санкций по сей день.

Шесть месяцев назад, когда ZN.UA начинало свой проект «Похищение Европы», Совет министров иностранных дел ЕС без обсуждения принял решение о продлении санкций Европейского Союза против России до 31 января 2016 г. 

21 декабря 2015 г. Совет ЕС вновь продлил ограничительные меры против РФ еще на полгода — до 31 июля 2016 г. 

Все последние месяцы мы старались разобраться, чем руководствуется та или иная страна, выстраивая свои отношения с Россией; каковы аргументы тех, кто призывает ослабить санкционное давление, и доводы тех, кто доказывает необходимость продолжения ограничительных мер; искали уязвимые места каждого члена Евросоюза в диалоге с Москвой и фундамент для уверенности в своих силах самых жестких оппонентов Кремля. Мы обнаружили «слабые звенья» санкционной цепи и определили те из них, в чьей крепости не приходится сомневаться; выявили меркантильных торговцев европейскими ценностями и бескомпромиссных сторонников европейской солидарности. 

Сегодня мы подводим итоги нашей полугодичной работы.

Голоса столиц

Мы не вывели универсальной формулы, по которой можно было бы сходу вычислить отношение к санкциям и позицию в диалоге с Москвой той или иной столицы. Поскольку убедились, что не существует общего фактора, определяющего тональность этого диалога, нет единой шкалы, позволяющей измерить степень «пророссийскости» или «антироссийскости» той или иной столицы. Наши обобщения достаточно условны, поскольку Европа в действительности гораздо пестрее, чем на нашей «Карте настроений стран ЕС относительно России».

 

Казалось бы, громче всех выступать против санкций должны были бы те страны, которые более других пострадали от ограничительных мер против РФ и ответного российского «продуктового» эмбарго. Однако в действительности все иначе. 

Сильнее остальных от российского эмбарго пострадали… Литва, Польша и Эстония, но именно эти страны находятся в авангарде жестких оппонентов Кремля.

Именно они не только постоянно настаивали на необходимости продления санкций, но и неоднократно высказывались за их усиление. Вильнюс и Таллинн — одни из немногих, кто предлагал своим партнерам по ЕС и НАТО предоставить Украине оружие.

 

«Выбор прост — либо вооружение Украины, либо победа России»-Т.Х. Ильвес президент Эстонии

Варшава, говоря о возможности дальнейшего ужесточения санкций, озвучивала предложение отключить Россию от международной платежной системы SWIFT и ввести эмбарго на покупку российского угля. А Вильнюс, несмотря на то, что Литва потеряла практически половину своего экспорта в Россию и возглавила список стран, наиболее пострадавших от российского эмбарго, устами своего президента Дали Грибаускайте отрицает возможность "предательства" Украины.

«Сегодня предать украинский народ — это будет означать, что мы предаем себя, потому что после Украины мы будем следующими»-Даля Грибаускайте, президент Литвы

Оба эти государства чрезвычайно сильно зависят от поставок российских энергоносителей. Значит, причина демонстративной лояльности к РФ в энергетической удавке? Но ведь «16-я республика» бывшего СССР — Болгария — зависит от российского топлива не меньше и является одним из наиболее зависимых от РФ государств Евросоюза, но это не помешало Софии не только в жесткой форме осуждать действия России в Украине, но и зарубить три проталкиваемых Москвой энергетических проекта. Широко распространенное русофильство, исторические связи и общая религия также не стали препятствием для Софии, занявшей однозначную позицию в отношении российско-украинской войны и твердо поддерживающей санкции против агрессора. 
Культивируемое православие освящает двусторонние политические отношения и связывает с Россией «духовными скрепами» Кипр и Грецию. Но не религия является основным фактором лояльности Никосии и Афин к Москве. Щедрое «окучивание» Россией греческих популистов, находящихся у власти, и обещания будущих вливаний в греческую экономику, антиамериканские и антигерманские настроения дали возможность Афинам использовать вопрос продления антироссийских санкций в торге с ЕС по реструктуризации огромного внешнего долга.

А для «средиземноморского федерального округа» и «налоговой гавани» Кипра определяющим фактором для тесной дружбы с Россией стал российский капитал, мощным потоком циркулирующий по финансовым артериям страны.

Нежелание расставаться с теневыми миллионами российских нуворишей, широко распространенный антиамериканизм и евроскептицизм и нелюбовь к НАТО делают естественным партнером Кремля в реализации его интересов в Европе и Австрию. 
«Доброго полицейского» Италию даже европейская пресса называет «слабым звеном» Европы. Второй европейский партнер РФ по величине взаимного товарооборота и объемам закупаемого российского газа не раз выручал Путина, создавая для него PR-поводы продемонстрировать, что он не находится в изоляции и по-прежнему вхож в приличные европейские дома. 

Именно Италия внесла в ЕС некоторые нотки раздора перед принятием решения об очередном продлении антироссийских санкций, не согласившись сделать это автоматически, без обсуждения.
И дело не только в поддерживаемом Германией «Северном потоке-2». Хотя, безусловно, Италия раздосадована тем, что суливший ей выгоды «Южный поток» усилиями ЕС был похоронен, а Германия нынче, призывая всех продлить антироссийские санкции, в то же время с помощью новых ниток «Северного потока» намерена усилить свои позиции транзитера российского газа в Европу в ущерб интересам не только Украины, но и нескольких членов ЕС. 

 Итальянский премьер М.Ренци, задумываясь о следующих выборах и достаточно шаткой позиции своего критикуемого со всех сторон правительства, пытается найти поддержку у отечественного крупного бизнеса. А тот, как мы уже подробно писали, во многом ориентирован на Россию. Кроме того, достаточно напряженные отношения Рима с Брюсселем и Берлином (в том числе и по вопросу мигрантов, и по банкротству банков) и его желание продемонстрировать значимость собственного голоса в европейском хоре, если уж не досталось сольной партии, привели к тому, что вопрос санкций стал разменной монетой в итальянской не очень искусной игре.

В «розовую» группу государств, которые будут весьма рады отмене санкций, в основном вошли члены Евросоюза, связанные с Россией мощными деловыми контактами, товарными или финансовыми потоками. Так, у Люксембурга существенная часть экономики связана с российским капиталом. Бельгия вложила в РФ значительные (для этой небольшой страны) инвестиции. Испания — одно из приоритетных направлений для «русо-туристо» и российских толстосумов, желающих приобрести недвижимость в живописной стране с мягким климатом. Тем не менее именно Испания заморозила счета россиянам, не сумевшим документально подтвердить происхождение своих капиталов, а также начала громкое уголовное дело против лиц из близкого окружения Путина. 

Под мощным давлением немецких деловых кругов находится и принципиальная и непоколебимая канцлер Германии А.Меркель — мотор санкций в лодке ЕС.

Немецкий бизнес кровно заинтересован в максимальном сохранении экономических, политических и энергетических связей между Берлином и Москвой. И Ангеле Меркель приходится весьма непросто, ведь даже в ее коалиционном правительстве представители СДПГ часто занимают иную позицию. 

Глава МИД Ф.-В. Штайнмайер уже высказывался за возвращение РФ в состав «большой восьмерки», а главе СДПГ и вице-канцлеру Зигмару Габриэлю (на фото справа), похоже, не дают покоя не столько лавры, сколько место работы и размер зарплаты Г.Шредера. Постоянно противопоставляя свою позицию мнению канцлера Меркель, З.Габриэль открыто заигрывает с Москвой, встречается с Путиным, призывает «заняться поиском новых путей для восстановления сотрудничества Германии и России» и выступает за «постепенную отмену» санкций после выполнения «первых основополагающих элементов Минских соглашений», а не после полной реализации этих договоренностей, как неоднократно подчеркивала Меркель.

Но и тесные деловые контакты — не всегда определяющий фактор в отношениях той или иной столицы с Москвой. Нидерланды опережают даже Германию по величине взаимного товарооборота с Россией и являются вторым в мире (после Китая) торговым партнером РФ.

Но трагедия рейса МН17 за один день разрушила тесные и плодотворные отношения Амстердама и Москвы, сделав Нидерланды одними из самых горячих сторонников сохранения антироссийских санкций и жестких критиков действий России в Украине.

И четвертая, «голубая», группа стран — это государства либо далекие, особо не интересующиеся происходящим в Украине конфликтом (Ирландия, Мальта, Португалия), либо «опасливые» (Финляндия, Хорватия, Чехия), не желающие обострения отношений с РФ и не принимающие активного участия ни в отстаивании дальнейшего продолжения санкций, ни в лоббировании их скорейшей отмены.

Продлевая действие санкций против России, Евросоюз, тем не менее, ведет себя подчас непоследовательно и противоречиво.

Глава представительства ЕС в РФ В.Ушацкас заявляет, что саммитов ЕС—Россия, «таких знаковых встреч», которые «до кризиса в наших отношениях» проводились дважды в год, «наверное, уже не будет», поскольку «откровенная агрессия со стороны России сильно ударила по доверию».

Жан-Клод Юнкер написал Путину письмо, в котором предложил укрепить связи между ЕС и Евразийским экономическим союзом, сообщив, что попросил своих подчиненных изучить возможность тесных контактов между ЕС и ЕАЭС. После чего главы внешнеполитических ведомств Польши и Литвы В.Ващиковский и Л.Линкявичюс раскритиковали поступок Юнкера, заявив, что ЕС «должен прекратить посылать обнадеживающие и оптимистические сигналы» Москве, и подчеркнули при этом, что «будущее развитие наших отношений будет определяться внутренней и внешней политикой России, которая до сих пор не демонстрирует никаких признаков необходимых изменений».

Настаивая на выполнении Минских соглашений для урегулирования кризиса на Востоке Украины, Брюссель, тем не менее, до сих пор не решается направить в нашу страну полицейскую миссию, хотя для решений ЕС (в отличие от СБ ООН) вето России не помеха.

При этом в Сирию, находящуюся гораздо дальше от границ ЕС, чем Украина, даже обычно избегающая участия в вооруженных конфликтах Германия отправляет около 1200 своих военных, самолеты «Торнадо» и фрегат. Минские соглашения так и не были выполнены в срок, до конца 2015 г. (как указано в самих документах). Для всех очевидно — по вине Москвы и подконтрольных ей боевиков. Но рассчитывать на ужесточение европейских санкций против РФ Киеву не приходится. Радуемся уже тому, что их хотя бы продлили еще на полгода. Как и раньше, Брюссель и многие другие столицы говорят о возможности ужесточения антироссийских санкций лишь в случае «значительной эскалации» ситуации на Востоке Украины. Но что они сочтут таковой?

По-видимому, по нескольку десятков обстрелов украинских позиций и населенных пунктов в сутки, использование боевиками «Градов» и другого запрещенного Минскими документами вооружения, захват ими Коминтерново (вблизи Мариуполя) и прочие нарушения относят в Европе к «мелочам жизни». Украинской. Не своей.

Энергетика

Если посмотреть на внешнюю торговлю стран — членов Евросоюза с Россией, то сложно не заметить одну особенность: на нефть, нефтепродукты и газ приходится 60—80% импорта из РФ. У некоторых стран этот показатель доходит до 90% и выше. Только Люксембург, финансовый «гном» Европы, да Португалия с Бельгией и Ирландией выпадают из правила. 
Но как РФ зависит от европейского рынка потребления голубого топлива и черного золота, так и ЕС — от российского предложения. При этом рейтинг энергозависимости членов Евросоюза, составленный экспертами Eurostat, не отражает ни особенностей энергобаланса каждой из стран, ни того, насколько они привязаны к поставкам из России отдельных видов энергетических продуктов. 
Так, согласно данным Eurostat за 2013 г., среди стран, наименее зависимых от импорта энергии, — Эстония, Дания, Румыния, Польша, Нидерланды и Чехия. Но хотя Эстония и является самой-самой энергонезависимой страной, тем не менее весь потребляемый ею газ — российский. (Впрочем, его доля в энергобалансе страны в 2013 г. составляла 10%, а в 2014-м — 5%.) В Польшу из России поступает 95% нефти и 54% газа, а в Чехию — 66 и 75% соответственно. 
В Финляндию, немного не дотягивающую до средней по ЕС «температуры» по энергозависимости, из России идет 100% газа, а также 88 и 86% от всех поставок угля и нефти. 
Энергозависимые Германия и Италия имеют диверсифицированные источники поставок газа и нефти. Тем не менее в энергобалансе этих стран огромное место занимают углеводороды из РФ. Например, в 2013 г. «Газпром» обеспечил 37% газового баланса Италии, а в ФРГ доля российских поставщиков в импорте голубого топлива равнялась 38,7%. Большое значение имеют российские энергоносители и для «среднезависимой» Франции.
Какова доля российских газа и нефти в общем объеме импорта этих углеводородов странами — членами ЕС, видно из диаграмм, составленных ZN.UA на основе данных Eurostat за 2013 г.
В целом же на долю России приходится 33% нефти и нефтепродуктов и 41% газа от всех импортируемых Евросоюзом в довоенном 2013-м объемов этих энергоносителей. 
Многие государства зависят не только от российских углеводородов. В одни страны Россия поставляет электроэнергию (Латвия, Литва, Финляндия). В других «Росатом» до сих пор обслуживает атомные электростанции, продавая ядерное топливо для них (Болгария, Венгрия, Словакия, Чехия). 
Некоторые члены Евросоюза ввозят минимальные объемы российских нефти и газа, но зато покупают в РФ много угля, как, например, Великобритания: на поставки из России пришелся 41% от всего импортировавшегося Соединенным Королевством этого вида топлива в 2013 г. Имеют российское происхождение и 25% угля, ввозимого Бельгией, 17,2 — Францией и 23% — Германией. 
А вот Дания и Нидерланды, которые не только добывают углеводороды на своей территории, но и экспортируют газ и нефть, с недавних пор стали импортировать голубое топливо из России. В датском и голландском королевствах это объясняется, прежде всего, истощением месторождений и уменьшением собственной добычи.  
Энергетическая зависимость Старого Света от российских энергоносителей стала фактором, способствующим формированию у многих европейских правительств лояльного отношения к Москве и ее политике.
В ряде столиц (прежде всего, в Будапеште, Вене, Риме) опасаются повторения последствий российско-украинских газовых войн и стремятся подстраховаться, установив с Россией режим «особых отношений». 
Энергетическая удавка дает Кремлю прекрасные возможности для давления на европейские правительства. Чем он и пользуется. В сентябре 2014 г. российские чиновники даже пригрозили применить этот рычаг против ФРГ: министр энергетики России Александр Новак (на фото справа) заявил, что РФ не гарантирует Европе бесперебойных поставок газа, пока та помогает Украине. Но после резкой отповеди из Берлина, в которой Ангела Меркель пообещала «подумать об изменениях в энергетическом сотрудничестве в средне- и долгосрочной перспективе», в Москве поспешили замять тему. 
Зависимость от российских энергоносителей не мешает Вильнюсу и Варшаве быть в числе самых активных союзников Украины и требовать ужесточения политики в отношении России. 
В ЕС стремятся снизить влияние РФ в энергетическом секторе национальных экономик стран — членов организации и понемногу реализовывают стратегию по диверсификации источников и маршрутов поставок энергоносителей.
В том числе и поэтому в Брюсселе заинтересованы в сохранении транспортного маршрута поставок российских газа и нефти через Украину. 
В Евросоюзе поддерживают проекты Трансадриатического (TAP) и Трансанатолийского (TANAP) газопроводов, развитие европейской энергосети и использование альтернативной энергетики. Мадрид, в свою очередь, предлагает партнерам по ЕС транспортировать алжирский газ через Испанию в Европу, дабы ослабить зависимость последней от России. Литва и Польша уже построили СПГ-терминалы, Хорватия — еще в процессе. Терминалы по приему сжиженного газа позволят усилить энергетическую безопасность не только этих государств, но и других стран Восточной, Центральной и Южной Европы. 
В последние годы многие государства ЕС резко сократили свою энергетическую зависимость от РФ. Но не все страны стремятся спрыгнуть с российской газовой иглы.
Похоже, нынешнее руководство Венгрии вполне устраивает зависимость от российского энергетического сырья. Да и в планах Германии, судя по всему, не стоит уменьшение поставок газа из России. Скорее, наоборот, их увеличение. Во всяком случае, Берлин выступает за строительство второй очереди «Северного потока», в то время как Брюссель и ряд других столиц — против. 
По словам еврокомиссара по вопросам климата и энергетики Мигеля Ариаса Каньете, если данный газопровод будет построен, это усилит зависимость Европы от одного поставщика и одного маршрута: после завершения строительства «Северного потока-2» 80% экспорта газа из РФ будет приходиться на ФРГ. Это, в свою очередь, приведет к доминирующему положению «Газпрома» на рынке. 
В Вашингтоне также считают «Северный поток-2» угрозой не только нашей стране, но и Евросоюзу. Эту же позицию высказывали и официальные лица в Словакии, Чехии, Польше.
Но в Германии, где после закрытия АЭС ощущают нехватку электроэнергии, не прислушиваются к этим опасениям. Местные политики и промышленные магнаты выступают за то, чтобы «Северный поток» связывал их страну с Россией двойными и тройными нитками, после чего Федеративная республика перестанет зависеть от транзита российских энергоносителей через нестабильные страны Восточной Европы. К тому же это сделает Германию энергетическим хабом региона. 
Планы Берлина совпали с интересами западноевропейских энергетических компаний. Именно от Shell, E.ON, BASF, OMV и Engie, по словам постоянного представителя РФ при ЕС Владимира Чижова, и исходила инициатива по прокладке новых веток «Северного потока», а не от российского правительства и «Газпрома». Конечно же, россияне пускают дым в глаза. Но в Европе не против подобной трактовки, снимающей ответственность с немецких политиков. 
Британская BP, нидерландско-британская Shell, немецкие E.ON и BASF, австрийская OMV, французские Total и Engie, итальянская Eni и многие, многие другие нефтегазовые компании стран Евросоюза — влиятельные союзники и лоббисты Кремля.
Имея давние деловые отношения с «Газпромом» и «Роснефтью», «Новатэком» и «Лукойлом», «Росатомом» и ЕЭС России, создавая с ними различные совместные предприятия и участвуя в освоении месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке, будучи крупнейшими инвесторами в российскую экономику, европейские энергетические компании заинтересованы в продолжении business as usual со своими российскими партнерами. Введенные ЕС секторальные санкции несколько осложнили, но не прекратили это сотрудничество.

«Есть санкции, но работать все равно надо. Нам не нравится работать в условиях санкций, но мы продолжаем, несмотря на это. Мы будем стоять до конца»-Жак де Буассезон,гендиректор компании Total Russie, генеральный представитель концерна Total в РФ.

Несмотря на санкции, собираются расширять свою деятельность в России Shell, Schneider Electric, BP, Wintershall (подразеление BASF) и другие компании.

Эта позиция нефтегазовых компаний только приветствуется в Кремле. Ведь это означает, что в европейских столицах усиливается давление на правительства, дабы те пересмотрели политику санкций Евросоюза против России. 

 Торговые связи

В 2014 г., когда Евросоюзом и Россией были введены взаимные ограничения в торговле, некоторым государствам ЕС все равно удалось увеличить свойтоварооборот с РФ. Таких стран, по данным российской Федеральной таможенной службы (ФТС), семь: Бельгия (+8,8%), Дания (+23,2%), Латвия (+18,2%), Румыния (+0,2%), Словения (+2,5%), Хорватия (+12,4%) и Эстония (+10,6%). Правда, только трем из них удалось увеличить собственный экспортв Россию: Румынии — на 8%, Хорватии — на 7,5, Эстонии — на 104,8%. В плюсе по экспорту и Кипр — на 2,1%, но у него на 68,3% упал российский импорт, поэтому общий товарооборот с РФ в 2014 г. снизился на 66,8% по сравнению с 2013-м. 
В то же время львиную долю в российском экспорте в подавляющее большинство европейских стран занимают энергоносители и другая сырьевая продукция. 
В 2015 г. торговля с Россией просела практически у всех членов Евросоюза. За десять месяцев лишь у Болгарии вырос взаимный товарооборот с РФ, да и то за счет увеличения российского импорта, а не собственного экспорта в Россию. 
Зато России, по данным ФТС РФ, удалось нарастить свой экспорт сразу в пять государств Евросоюза — Австрию (на 46,4%), Болгарию (16,7%), Люксембург (57,4%), Португалию (19,6%), Румынию (19,3%).
Самые впечатляющие показатели, по данным ФТС (национальные таможенные или статистические органы государств — членов ЕС дают несколько иные цифры, но тоже со знаком «минус»), у Эстонии (-65,9%), Литвы (-58,5%), Греции (-54,6%), Великобритании (-51,9%). 
На этом фоне наиболее успешно торговали с Россией в этом году Болгария (-31,2%), Испания (-34,8%), Португалия (-35,7%), Словения (-36,9%), Италия (-37,7%), Кипр (-38,1%) и Германия (-40%), у которых наименьшие в ЕС показатели снижения экспорта в РФ в январе—октябре 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 
Россия злорадствует, списывая все «потери» еэсовцев на взаимные санкции, а многие европейские товаропроизводители плачутся, глядя на цифры своих продаж в России, и призывают политиков к восстановлению добрых отношений с РФ и отмене ограничительных мер. 
Но давайте разберемся в первопричинах резкого снижения показателей торговли с Россией европейских «страдальцев». Взглянем на цифры экспорта в Россию третьих государств, не вводивших санкции против РФ.
У Китая, главного торгового партнера РФ, за десять месяцев текущего года продажи в Россию упали, по данным ФТС, на 32,4%, Республики Корея — на 50,7%, с Турцией (до ноябрьского инцидента со сбитым турками российским самолетом торговых ограничений между двумя странами не было) — на 37,9%, Таиландом — на 34,5%, Бразилией (из которой РФ собиралась завозить продукты вместо запрещенных европейских) — на 20%. Но самыми любопытными являются показатели стран из возглавляемого Россией Таможенного союза, ведущих с РФ беспошлинную (!) торговлю.
У трех из них экспорт в РФ в 2015 г. просел весьма значительно: у Армении — на 45,1%, Казахстана — на 32,6%, Беларуси — на 31,5%. И это даже при том, что через Беларусь и Казахстан в Россию завозились «санкционные» европейские товары с переклеенными этикетками. Лишь Киргизстану удалось увеличить свой экспорт в Россию на 5,7%. 
Также могут похвастаться своими успехами на российском рынке такие страны, как Папуа-Новая Гвинея, нарастившая экспортный поток в РФ на 2,3%, Гонконг (на 6,6%), Монголия (21,6%), Таджикистан (64,7%) и Британские Виргинские Острова (на 375% (!), с чем мы россиян и поздравляем… 
 
Таким образом, совершенно очевидно, что санкции против РФ и ответное российское эмбарго не являются главной причиной падения экспорта в Россию для большинства торгующих с ней стран. Как бы ни пыталась сместить акценты российская пропаганда, но основными факторами, вызвавшими значительное оскудение товарных потоков в РФ, стали снижение покупательной способности россиян, значительная девальвация рубля, болезненное для российского бюджета падение мировых цен на нефть, нереформированность российской экономики и, как следствие всего вышеперечисленного, ее углубляющаяся рецессия. 
 

Влияние санкций

Европейцы склонны значительно преувеличивать свои потери от введенных против России санкций и ответного «продуктового» эмбарго. При этом называют не подтвержденные фактами многомиллиардные суммы, в которые зачастую включают не только упущенную выгоду, но даже показатели снижения российского экспорта в ту или иную страну, зачисляя их к собственным потерям. 
Не особо разбираясь, что же, собственно, запретил Евросоюз для продажи в РФ, европейские производители стонут по поводу падения продаж в Россию автомобилей и обуви, стройматериалов и мехов, одежды и парфюма, и даже ювелирных украшений. 
Но еще раз напомним, что под секторальные санкции ЕС против РФ попали лишь товары и технологии военного и двойного назначения, высокотехнологичное оборудование для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и для добычи сланцевой нефти. Евросоюз также ужесточил ограничения на предоставление займов и инвестиционных услуг для ряда российских банков и компаний (в основном оборонных концернов). 
 
Из самых крупных потерь, понесенных европейцами, можно назвать аннулирование Парижем контракта на поставку России двух авианосцев «Мистраль» и выплату компенсации в размере около миллиарда евро. Но, напомним, после продажи авианосцев Египту потери Франции уменьшились до 200—250 млн евро. 
 

О своих же убытках, как правило, громче всех заявляют страны, пострадавшие от взаимных с Россией санкций не больше, а то и меньше других, например, Испания, Италия, Кипр.

Напомним, что в 2015 г., когда экспорт в РФ значительно снизился у всех государств ЕС, продажи в Россию этих стран на общем фоне выглядели не так уж плохо. В то же время наиболее пострадавшие от российского эмбарго Литва, Польша, Эстония не выпячивают свои проблемы и продолжают настаивать на сохранении антироссийских санкций. 

В 2013 г. Евросоюз экспортировал в Россию сельхозпродукции на 11,3 млрд евро, но российские ограничительные меры затронули лишь часть этого экспорта (например, под запрет не попали вина и напитки, зерновые, макаронные изделия, оливковое масло и др.). 

Доля запрещенной российским эмбарго продукции, по данным Еврокомиссии, составляет лишь 4% от всего агропродэкспорта ЕС (в 2013 г. в РФ этих товаров было продано на 5,2 млрд евро). За август—декабрь 2014 г. агропродэкпорт Евросоюза в РФ, по данным Еврокомиссии, снизился на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. В то же время общий экспорт данной продукции ЕС во все страны мира вырос на 2%.

 

Больше всего российское эмбарго сказалось на продажах сыров, а также фруктов и овощей. Убытки мясного сектора, подсчитали в ЕС, в целом достаточно скромные. 
 
Кроме того, потери в экспорте овощей и фруктов были частично компенсированы увеличением экспорта (на 12%) готовой фруктово-овощной продукции, особенно яблочного сока. 
 
Насколько пострадала от российского «продовольственного» эмбарго та или иная страна Евросоюза, хорошо видно на рис. 9 (таблица, размещенная на сайте ЕС, составлена по данным Eurostat Comext database).
 
Наибольшие потери понесла Литва: в досанкционном 2013 г. 60% ее агропродэкспорта (на 1374 млн евро) направлялось в Россию, на 67% этого объема (922 млн евро) распространилось действие эмбарго; доля попавшей под запрет продукции составила 41% от всего агропродэкспорта Литвы. 
Следующие в списке по объему запрещенной для экспорта в РФ продукции в денежном выражении — Польша и Германия (840 млн и 594 млн евро соответственно). Но обратим внимание на тот факт, что Польша направляла в РФ лишь 28% от всего своего агропродэкспорта, а Германия — только 11%. Доля же запрещенной продукции в общем экспо


Аналітична записка


Дослідження


Доповіді та презентації


Статті


Коментарі експертів