Энерго-милитаризм Кремля и Pax Putiniana

Что стоит за "письмами Жириновского"? Европа впервые после ІІ мировой войны стоит на грани нового масштабного вооруженного столкновения. Россия действиями против Украины демонстрирует миру свою готовность не только разрушить основы миропорядка, закрепленного почти 40 лет назад Хельсинкским заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, но и создать новый миропорядок – Pax Putiniana. Кремль отводит себе роль ликвидатора последствий «крупнейшей геополитической катастрофы ХХ

Оставим пока что в стороне анализ о том получится ли это у Кремля, хватит ли у России ресурсов на это, что будет в самой России и т.д. На сегодня стоит исходить из того, что Кремль решил: «Время «Ч» наступило. Россия должна действовать». «Русская весна» трансформируется в «путинский марш». Метод «путинского марша» – прост: наступать, пока Запад осмысливает, захватывать, пока Запад возмущается, создавать новую реальность, пока Запад пребывает в старой. Новая реальность – это Евразийский Союз, приоритетность создания которого к 2015 году зафиксирована в одном из первых указов В. Путина от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».

Метод «путинского марша» дает одно, но наиважнейшее преимущество – Россия всегда будет на шаг впереди не способного к быстрому переосмыслению реалий и тем более не способного к быстрым ответным действиям западного мира. Тем более, когда речь идет не о далеких США, а о близкой Европе, находящейся в плену иллюзий о перспективе общего с Россией экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, о российских энергоресурсах для европейской промышленности, о торговых перспективах ведущих стран ЕС от партнерства с Россией и личных выгодах коррумпированного политикума и бюрократии Старой Европы.

На самом деле в Кремле четко осознали, что тщательно сплетенная паутина коррупционных коммуникаций, создаваемая еще с позднесоветских времен и усиленная Россией с начала 2000-х, тесно обвившая ЕС, благодаря энергоресурсным поставкам (во многом, но не только), не даст возможности Брюсселю противодействовать России. Реакции будут вербальными, а реальные действия в ответ будут подменены действиями «на бумаге». «Бумажный тигр» ЕС совершенно не пугает Россию. К тому же она действует, прежде всего, на уровне двусторонних отношений, к чему всегда была склонна, выстроив байпассы вокруг Брюсселя. И здесь ей сопутствует успех. Достаточно привести пример Словакии, премьер-министр которой выступил как против предоставления помощи Украине, так и против экономических санкций в отношении России. Но Словакия – это посткоммунистическая Европа. А вот сколь глубоко коррупционный спрут проник в традиционное западноевропейское общество будет видно вскоре на примере «дела Фирташа» в Австрии. Если он не будет экстрадирован в США и, в конечном счете, ему дадут возможность покинуть Австрию, это означает, что в ЕС создана и успешно функционирует совершенная система коррупции-в-законе. Можно допустить, что «делом Фирташа» США тестируют Старую Европу.

Но и сами США имеют серьезнейшие проблемы. Революция сланцевого газа и обилие дешевого энергосырья сделали американскую экономику весьма привлекательной для инвестиций, что привело не только к преодолению кризиса 2008-2009 г.г., но и к реиндустриализации. Но Америка ослаблена политически. Некоторые российские think tanks, специализирующиеся на США и Канаде сделали закрытую оценку для Кремля. Суть ее – США времен президентства Б. Обамы – во внешнеполитическом отношении слабы как никогда. Высока вероятность, что следующий президент США будет уровня Рональда Рейгана и вернет стране роль глобального playmaker. Европа же в 2014 году, по мнению околокремлевских аналитиков, «будет находиться в разобранном состоянии» - выборы в Европейский парламент, формирование нового состава Еврокомиссии. НАТО, исходя из обозначенных проблем США и Европы окажется неработоспособным инструментом Запада. Поэтому Россия имеет уникальный шанс воспользоваться слабостью США, Европы и НАТО.

В нашем экспресс-анализе от 16 декабря 2013 года среди прочего речь шла о следующем: « Если ЕС, США и НАТО окажутся неспособными осуществить политику сдерживания России (не только в украинском вопросе), это может привести к новой войне в Европе уже в 2014 году».

Теперь можно констатировать: «ЕС, США и НАТО оказались неспособными осуществить политику сдерживания России. Война почти неотвратима». Каков основной замысел русских сейчас? Если на начальном этапе – вмешательством в Украину, сепарацией и аннексией Крыма, Россия сама нарушала базовые принципы ООН, ОБСЕ, двусторонних договоров, гарантий безопасности по Будапештскому меморандуму, то теперь она запускает механизмы стимулирования других стран с тем, чтобы они действовали в таком же духе, как и Москва. Речь не идет о Сирии, Северной Корее, которые поддержали действия России против Украины, речь идет о том, чтобы запустить цепную реакцию разрушения существующего миропорядка со стороны других игроков. Речь не идет о США, которые Косовским прецедентом 2008 года открыли ящик Пандоры в Европе и показали Путину как можно действовать, и он этим воспользовался в том же 2008 году в отношении Грузии. Речь идет о странах Европы, граничащих с Украиной – Румынии, Венгрии, Польше, а также о Сербии, Армении, Азербайджане, Белоруссии.

Кремль, методами «тихой дипломатии» уже послал соответствующие мессиджи влиятельным политикам в этих странах. Письма Жириновского являются лишь отражением этого глубинного процесса, который не так однозначен, как негативные публичные реакции официальных лиц.

  1. Россия будет не против, если Румыния аннексирует территории правобережья Молдовы и Черновицкую область Украины и при этом согласится «по умолчанию» на аннексию юга Украины, о-ва Змеиного и Приднестровья.
  2. Россия будет не против если Венгрия «возвратит себе» Закарпатье под предлогом защиты венгерского меньшинства. Также Россия будет готова «по умолчанию» поддерживать Венгрию в вопросе венгерских этнических территорий в Румынии и Словакии.
  3. Россия не будет возражать против той или иной формы польского протектората над «восточными территориями» при условии сохранения статус-кво Калининградского анклава.
  4. Россия поможет Сербии возвратить под свой контроль Косово в обмен на отказ Сербии от вступления в ЕС, присоединение к ОДКБ с размещением Ограниченного контингента российских войск на территории страны.
  5. Россия поддержит аннексию Нагорного Карабаха с его включением в состав Армении.
  6. Азербайджан может рассчитывать на невозражение со стороны России, если Баку прибегнет к военной операции по восстановлению азербайджанского статус-кво НКАО.
  7. Белоруссия должна содействовать российским войскам при вторжении в Украину с севера не только предоставлением услуг военной инфраструктуры РБ, но и армейским контингентом, который будет включен в состав российской группировки вторжения. Такое соучастие будет гарантией для А. Лукашенко на продление его 20-летнего пребывания у власти.

Таким образом, дальнейшие действия России по отторжению Юга Украины должны по замыслу Кремля привести не к консолидации против России, а наоборот – к желанию отдельно взятых стран – Румынии и Венгрии – защитить своих соотечественников в распадающейся стране, погружающейся в хаос, других – Армении, Азербайджана, Сербии – восстановить историческую справедливость, как они ее понимают. Таким образом, часть тех, кто выступает за соблюдение принципов Хельсинки, станут волей-неволей их разрушителями, играя на стороне России, которых она, к тому же, будет «сталкивать лбами».
Также Россия имеет намерение вовлечь в решение «украинского вопроса» страны-сателлиты – члены Ташкентского пакта. Не зря, в уже упоминавшемся указе президента России от 7 мая 2012 года, укрепление ОДКБ было обозначено одним из приоритетов. Допускаем, что в случае дальнейшего вторжения в Украину вместе с частями ВС РФ сюда будут направлены и части ВС Белоруссии, а Казахстан будет принужден к оказанию финансовой поддержки контингента российских войск в Украине, «защищающих передовые рубежи ОДКБ». Все это в совокупности усилит хаос в Европе, и через какой-то промежуток времени уже будет не так важно, «кто первым начал». 

Трубно-энергетические аспекты.

Традиционно в российской внешней политике особое внимание уделяется энергоресурсам, которые для Москвы «больше чем товар». На Западе мало кто придавал адекватное значение тезису из преамбулы первой редакции Энергетической стратегии России, которая была введена в действие В. Путиным 28 августа 2003 года. Там четко зафиксировано, что «Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики»

Также без внимания осталась и корректировка в 2012 году путей и методов достижения поставленных целей воссоздания неоСССР в виде Евразийского Союза: “…наиболее прочной конструкцией наднационального объединения служит не единое экономическое или таможенное пространство, не общность политических ценностей, а инфраструктурные связи, в особенности, энергетическая инфраструктура. … вышесказанное справедливо и применительно к проекту Евразийского союза, становым хребтом которого может и должна стать энергетическая инфраструктура».

Отсюда – такое большое внимание энергоресурсам и трубопроводам. Это важно для РФ не только на постсоветском пространстве, но и в целом в Европе. Осознание в Брюсселе, Вашингтоне, Варшаве, Будапеште и Бухаресте важности отмеченного выше для российской политики дает ответ на вопрос реальны ли обещания Кремля «поделиться» территорией Украины с учетом того, что на ней находится важнейшая газо- и нефтетранспортная инфраструктура, созданная в советское время для поставок энергоресурсов из России в Европу и значение которой теперь не менее важно в контексте Евразийского Союза.

Сейчас «тихая дипломатия» России нацелена на ведущие нефтегазовые транснациональные корпорации. Расчет прост – крупные, масштабные, долгосрочные проекты совместной с российскими госкомпаниями «Газпром» и «Роснефть» добычи углеводородов в Арктике должны стать «предложением от которого нельзя отказаться» для компаний типа ExxonMobil, Total, Shell, Chevron и др. В свою очередь влиятельные ТНК должны пролоббировать на уровне правительств США, стран ЕС, международных организаций отказ от жесткой политики по отношению к России.

Особняком стоит проект «Южный поток», на который Кремль возлагал большие надежды, пытаясь кризисом в Украине продемонстрировать Европе необходимость дать ему «зеленый свет». Теперь, после оккупации Крыма, в Москве готовят варианты оптимизации маршрута Южного потока. Мы уже отмечали ранее в нашем анализе от 27 февраля (см.   «Газовые подтексты кризиса в Крыму»), что есть и другие варианты оптимизации «Южного потока», но для них требуется изменения стартовой позиции проекта – компрессорной станции «Русская» на побережье Черного моря, где 6 декабря 2013 года уже начался монтаж оборудования. Хотя со временем последовали опровержения относительно намерений изменить маршрут проекта, но эти опровержения прозвучали не из «Газпрома», а от одного из акционеров проекта с долей в 15% компании Wintershall: «Маршрут оптимален, и мы не видим причин его менять. Территория ближе к Украине тектонически более активна, и прокладывать маршрут в этих водах технологически более опасно. С экономической и технологической точки зрения это нецелесообразно».

Теперь стало известно, что «другие варианты» все же рассматриваются, причем достаточно лихорадочно в увязке с политическими предложениями о которых речь шла выше. Правда неизвестно, насколько варианты изменения трассы газопровода будут учтены, учитывая, что ЕС как никогда ранее все более негативно относится к проекту как таковому.

Косвенным подтверждением возможных изменений является объявление об отказе на выполнение ряда работ в рамках стыковочного к морской части  «Южного потока» сухопутного модуля, на которое обратил внимание 13 марта Центр Восточно-Европейского газового анализа (см. ЖЖ Михаила Корчемкина). Это означает, что имеют место существенные корректировки, вносимые по ходу реализации проекта. Сейчас они выглядят следующим образом:
- спрямление маршрута через Черное море от Анапы к Варне (поскольку считается что российская эксклюзивная морская экономическая зона после аннексии Крыма теперь позволяет сделать это);
- раздвоение маршрута – кроме направления на Болгарию может появится направление на Румынию (см. Схему ниже).

Собственно, румынское направление уже появлялось в период, когда болгарское правительство демонстрировало несговорчивость с «Газпромом». Теперь речь идет о том, чтобы «задобрить» Румынию и «вознаградить» ее газовым транзитом за принятие российского плана по Буковине и Молдове. Собственно, если вспомнить известную «Программу Лаврова» («Программа эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации» 2010 года), то румынскому направлению в ней отводилась важная роль: «Содействовать закреплению российского бизнеса в стратегических отраслях румынской экономики, прежде всего в ТЭК <...>  Наращивать взаимодействие в газовой сфере, включая обеспечение транзита российского газа через территорию Румынии, строительство и использование подземных хранилищ газа на румынской территории. Содействовать реализации совместных проектов в области энергетики».

Особое внимание уделяется и Венгрии. Стоит обратить внимание на высказывания В. Путина о преференциях Венгрии в ее сотрудничестве с Россией в энергетической сфере, прозвучавшие во время визита премьера В.Орбана в Москву 14 января 2014 года: «Подписанное сегодня соглашение предусматривает строительство двух новых энергоблоков, а уже сегодня АЭС «Пакш» производит 40 процентов электроэнергии в Венгрии. … Это уникальное соглашение, потому что более 40 процентов объёмов работ предусмотрено как раз на венгерской стороне. Это будет означать, что примерно три миллиарда долларов будет направлено на поддержание рабочих мест в Венгрии, и только налоговые поступления в бюджет составят более одного миллиарда долларов. Мы говорили и о традиционной энергетике, обменялись мнениями по совместной работе в рамках проекта «Южный поток».

Следует принять во внимание, что сербский и венгерский участки являются незыблемыми. Очевидно, что к этим странам тем самым демонстрируется особый подход в силу той роли, которую они должны сыграть по замыслу Кремля. 

Однако, похоже, новые версии «Южного потока» могут остаться на бумаге. Высказывания лояльного к России давнего итальянского партнера «Газпрома» в лице руководителя ENI П. Скарони являются весьма симптоматичными.  Глава ENI сказал: «Я вижу довольно мрачное будущее проекта «Южный поток» по поставкам газа в обход Украины. Я считаю, что власти Европы могут поставить под вопрос разрешения на строительство трубопровода». При этом он напомнил, что с проектом TAP у Италии появится новый источник газа — Азербайджан. (см. ВДОМОСТИ ).

Промах В. Путина в отношении «Южного потока» становится все более очевидным. Для Европы лучше отказаться от проекта, который еще на бумаге, чем от поставок газа из России. К тому же отказ от проекта сейчас ударит по многочисленным подрядчикам «Газпрома» внутри России, которые сейчас реализуют стыковочные для «Южного потока» модули так называемого «Южного газового коридора». По сути, это похлеще чем некоторые «бумажные санкции» Брюсселя. Как минимум 22% откатов не будут получены окружением Путина (см. «Газпром» – 22%»: RusEnergy).

Однако и оптимизм же П. Скарони в отношении азербайджанского газа явно преждевременный. Россия сориентирована на то, чтобы этот газ не вышел на рынок ЕС или вышел под российским контролем и с этой целью в азербайджанские проекты газодобычи активно продвигается НК «Роснефть». В результате окажется, что газ вроде бы из независимого источника будет под контролем компании, которая к началу поставок азербайджанского газа в Европу в 2019 году может стать №1 в России. Принцип прост: «Карабах Азербайджану в обмен на газ Европе под контролем России».  Следует обратить внимание на то, что поставщиком №1 вооружений для Азербайджана является Россия, которая поставляет 80% от всего объема закупаемых вооружений, большая часть которых – наступательные системы. РФ стимулирует Азербайджан к силовому решению проблемы Карабаха. Такая же политика реализуется и в отношении Армении. То есть, обе стороны подталкиваются к возобновлению конфликта, что приведет к дестабилизации Южного Кавказа и как следствие замораживанию проектов каспийской газодобычи. Газ Каспия, как и газ шельфа Черного моря создает конкуренцию традиционным газовым потокам из России. Поэтому, конкурента либо устраняют, либо берут под контроль. В случае с каспийским газом армянский вариант дает устранение конкурента, а азербайджанский – контроль над ним. 

***

Кремль имеет символичное намерение завершить «украинскую кампанию» к 9 мая. В его замыслы входит «водрузить знамя победы в Киеве, как символ победы над неофашизмом, и не только в Украине». Мол, СССР одолел фашизм в 1945-м, а Россия неофашизм в Украине в 2014-м. Дальше – надо очистить от неофашистов Европу к 70-летию Великой Победы. Неофашистами в Европе окажутся румыны, венгры и прочие, оккупировавшие часть территории бывшего СССР (Буковина, Закарпатье). Фантастика? На фоне того, что происходит с Украиной уже 4 месяца это выглядит как многовариантный, но реальный план действий кремлевского гэймченжера, возомнившего себя Вершителем судеб стран и народов. Конец его будет бесславным. Ресурсный анализ показывает, что и скорым, но при одном условии – консолидированных действий США, НАТО и ЕС. Хотя на ЕС надежды мало, он скорее мертв, чем жив. Мы можем стать свидетелями краха не только России, но и ЕС, который оказывается не в состоянии реагировать на вызов энерго-милитаризма Кремля и позволил появится на свет на европейские деньги Pax Putiniana.

 



Аналітична записка


Дослідження


Доповіді та презентації


Статті


Коментарі експертів