Газо-крымский узел Европы

В начале апреля стали очевидными индикаторы запуска Кремлем в отношении Украины дополнительного пула «невоенных наступательных средств», клучевым среди которых является излюбленная "тактика" Путина по манипуляциям с газовым вентилем:- повышение с 1 апреля цены на газ для Украины с $268,5 до $385,5 за 1 тыс. куб. м;- возврат к взиманию экспортной пошлины при поставках газа в Украину в размере $100 за 1 тыс. куб. м в результате денонсации т.н. газо-флотских «Харьковских договоренностей» Януковича – Медвед

 

Таким образом, итог недели – цена на газ увеличена для Украины до уровня $485, что почти на 1/3 выше, чем среднеевропейская экспортная цена «Газпрома». Эти индикаторы позволяют сделать вывод о том, что Кремль намерен перейти (если окончательное решение будет принято) к следующему этапу в отношениях с Украиной. Сущность перехода – эскалация экономического прессинга в дополнение (но не взамен!) к военно-политическому давлению, поддерживаемого присутствием группировки российских войск на восточной границе Украины. Военный сценарий не отменен, он зависит от успешности действий «путинских туристов», местных пророссийских организаций и диверсионных групп в Харьковской, Донецкой, Луганской, Николаевской и Одесской областях. 

Вектор экономического давления был намечен ранее, вероятно, 21 марта, когда на заседании Совета безопасности РФ премьер-министр РФ Дмитрий Медведев озвучил намерение России взыскать с Украины примерно $16 млрд. ($11 млрд. – компенсация «Харьковской скидки» + $2 млрд. – текущая задолженность за поставленный газ + $3 млрд. – кредит Януковичу декабря 2013 года). Медведев указал, что «Россия рассматривает вопрос о возможности применения соответствующих компенсационных механизмов». Эта туманная фраза может принять четкие контуры в ближайшее время, на фоне того, что Россия завершила в Совете Федерации и Государственной Думе внутренние процедуры предоставления части сепарированной у Украины территории (Крымский полуостров) статуса субъекта РФ. Понимая, что внутрироссийских процедур для псевдо-правовой легитимизации аннексионистских действий, противоречащих основам международного права, будет недостаточно, Кремль, по нашим предположениям, подготовил сделку «Крым в обмен на газ».

Такой поворот событий предполагался нами в нашем анализе 27 февраля «Газовые подтексты кризиса в Крыму»  //geostrategy.org.ua/ua/analitika/item/323-gazovyie-podtekstyi-krizisa-v-kryimu      

Замысел Кремля достаточно прост и не является оригинальным. Более того – проверен историей отношений правящих групп Москвы и Киева с 90-х годов. Создав для «нелегитимной», как считают в Москве, власти в Киеве угрозу вооруженного вторжения на материковую часть, дестабилизируя положение в восточных регионах, Кремль создает дополнительное давление гигантской и прогрессирующей цифрой долга ($16,6 млрд. в совокупности по состоянию на начало апреля), а также взвинчивая цену на газ до высот азиатского рынка. Одновременно, Москва будет готова предложить Киеву сделку «по образу и подобию» тех, что имели место ранее – «реструктуризация долга в обмен на пребывание ЧФ в Севастополе до 2017 года» в 1997 г., «схема «Росукрэнерго» в обмен на отказ Украины от вступления в НАТО» в 2004 г., «газовая скидка в обмен на пребывание ЧФ до 2042 г.» в 2010 г. 

 Сущность нынешней возможной сделки – признание Украиной де-юре российского статуса Крыма с подписанием нового пакета межгосударственных соглашений, в котором будет зафиксирован отказ страны от членства в НАТО и ЕС, стратегическое партнерство с РФ, право РФ на размещение в Украине воинских контингентов РФ для «защиты ее границ от возможных посягательств со стороны соседних стран НАТО и ЕС» (очевидно, имеются ввиду Румыния, Венгрия и Польша). Также в пакет ввойдут позиции, которые ранее озвучивались С. Лавровым – федеративное устройство государства, русский язык в качестве второго государственного, а также немаловажный пункт касательно сохранения Киевом статус-кво по обеспечению Крыма водой и электроэнергией. В обмен на это Россия будет готова пообещать:

- списать имеющие долги Украины на указанную Россией сумму – $16,6 млрд.;

- вернуть цену на газ до уровня $268,5 на период до завершения срока действия в 2019 году газовых контрактов, подписанных во времена Ю. Тимошенко с сохранением механизма ежеквартального согласования ее по «формуле Януковича»;

- предоставить следующие транши кредитов из 15-миллиардного «пакета помощи Януковичу»; 

- открыть доступ украинской продукции на российский рынок «на условиях России»;

- признать «нелегитимную власть» в Киеве и результаты выборов 25 мая;

- вернуть часть имущества Украины в Крыму (а также некоторую недвижимость), а также пообещать решить вопрос о возврате активов украинских олигархов в России, экспроприированных ранее.  

 Для большей сговорчивости Киева будет предложен «кнут» -  прекращение поставок газа в Украину и «пряник» - предоставление кредита на $2 млрд. из декабрьского «пакета Януковича» для оплаты текущего газового долга.  На что рассчитывают в Кремле при реализации подобного подхода?

1.Согласие Украины на признание де-юре российского статуса Крыма снимет проблемы в отношениях с Западом или, по крайней мере, с ЕС и его ведущими странами – Германией, Францией, Италией, которые будут только рады такому решению проблемы. Ведь если вопрос урегулирован де-юре, то проблема исчезает. Следовательно, отношения с Западом могут быть восстановлены практически так же, как это было и в 2008 году после вторжения в Грузию.

2.Кремль даст еще раз понять Западу, что отношения на постсоветском пространстве в целом, и между Украиной и Россией особенно, нельзя мерить шаблонами международного права. У славян, мол, свои шаблоны и стандарты и не стоит вмешиваться в их отношения с западными мерками.

3.Разворачивание санкций со стороны Запада удастся предотвратить, а США откажутся от идеи сыграть в понижение цен на нефть вместе с Саудовской Аравией, что является кошмаром для Кремля, как и более глубокая диверсификация поставок энергоносителей в ЕС.    

Описанный подход косвенно подтверждается высказыванием 6 апреля российского представителя при ООН Виталия Чуркина, что «вхождение Крыма в состав России — это геополитический факт, и большинство стран де-юре или де-факто его признают». 

Ожидания Кремля в отношении Европы в целом оправдываются. ЕС не готов действовать быстро и жестко. Щупальца «энерго-коррупционного спрута» Кремля глубоко проникли в политическую среду Европы и ее ведущих стран. Германский политикум яркий пример тому. Весьма показательна недавняя реплика А. Миллера: «И если говорить непосредственно о Германии, то здесь надо, конечно же, отметить то, что с нашими немецкими партнерами мы строим нашу работу по всей цепочке создания стоимости в газовом бизнесе от геологоразведки и добычи до конечного потребителя, до сбыта. И «Газпром» огромные просто объемы газа продает на немецком рынке непосредственно прямым потребителям, соответственно у нас образуется дополнительная маржа…» Очевидно, что «дополнительная маржа» и формирует «предложения, от которых нельзя отказаться» для Берлина, Рима, Парижа, Братиславы, Софии. Эталоном эффективного вложения средств, получаемых за счет «дополнительной маржи» стал в средине прошлого десятилетия «эффект Шредера» - переход немецкого экс-канцлера на работу с «Газпромом». Показательно, что бывший канцлер поддержал позицию Ангелы Меркель по сохранению контактов с Кремлем и предостерег от «спирали санкций», на которых настаивают США. Такой же линии придерживается и нынешний министр иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайер, с которым они по-прежнему время от времени встречаются в элитном берлинском кафе «Эйнштейн». 

Действие «дополнительной маржи» явственно проявляется и в некоторых других странах ЕС, зависимых от поставок российского газа. В частности, в Словакии, где премьер Р.Фицо по сути поддержал Россию и выступил против санкций. Также министр иностранных дел Болгарии К. Вигенин высказался скептически в отношении санкций. Позиция части крупного европейского бизнеса, работающего на российские заказы, позволила министру энергетики РФ А.Новаку констатировать: "Многие компании которые работают на рынке, большие, крупные компании на электроэнергетическом рынке, в нефтяной отрасли, газовой отрасли в наших разговорах категорически против введения каких-либо санкций, я думаю, что это тоже серьезное, скажем так, лобби при принятии решения и формировании того или иного мнения". То есть, потенциально сильная сторона Европы для того, чтобы с ее помощью воздействовать на Россию, стала ее уязвимой стороной.  

Позиция США оказалась иной, чем ЕС. Хотя, как и ЕС, и НАТО, США не имеют намерений силовым путем остановить «путинский марш», тем не менее, США отвергли «вариант нео-Мюнхена», предложенный С. Лавровым Дж. Керри в Париже. США пока что имеют четкое видение того, что Путин должен быть наказан за нарушение мировых правил игры и возвращен в правовое поле.

 Что делать Украине?

1.Никаких тайных сделок с Кремлем. Транспарентная политика в том, что касается национальных интересов, должна стать правилом для новой власти. Если будет позволено иное, эта власть будет сметена новым Майданом.

2.Не бояться прекращения поставок газа в Украину, чем пугает «Газпром». В случае прекращения транзита в Европу через Украину, как это было в 2009 году, не обращать внимания на реакцию некоторых европейских стран, таких как Болгария и Сербия, поскольку они играют на стороне Москвы. Остальные не будут иметь проблем с газом, поскольку его остаточные запасы в ПХГ Европы как никогда велики.  

3.Осуществлять платежи «Газпрому» за поставляемый газ только исходя из цены $268,5. В случае вторжения «зеленых человечков» прекратить какие-либо платежи. 

4.Подготовить обращения в международные арбитражные инстанции в связи с:

- установлением «Газпромом» дискриминационной цены, не отражающей рыночных реалий (на основе п.п. 4.1 и 4.1.1. Контракта купли продажи от 19 января 2009 г.); 

- неисполнением «Газпромом» положения Транзитного контракта, по которому он гарантировал в течении 2009 – 2019 г.г. транзит «не менее 110 млрд. куб. м. в год» (п. 3.1. Транзитного контракта); 

- пиратским захватом собственности дочерних компаний НАК «Нафтогаз Украины» в Крыму и на шельфе Черного моря.

5.Интенсифицировать переговоры с ЕС и Словакией по реверсу. Привлечь для решения «словацкого вопроса» американских и чешских экспертов. Перспективные поставки из Европы имеют ценовый базис на уровне отмененной преференциальной цены в $268,5 (см. на графике). 

6. Убрать представителей «Газпрома» с выходных газоизмерительных станций и попросить Европейскую Комиссию направить своих экспертов.

7. Инициировать в формате Энергетической Хартии Режим прозрачности движения транзитного газового потока через Украину. 

 gas price UA-EU

Что следует осознать и сделать Западу?

По сути, в Европе только в некоторых странах – Польше, Чехии и Литве, адекватно осознают глубину украинской проблемы и пропасть, над которой оказался мир на континенте. Концентрированно вектор противодействия России высказал бывший президент Польши, Нобелевский лауреат Л. Валенса: «Мир должен найти в себе солидарную силу, которая заставила бы Путина вести себя достойно XXI века… Надо разобраться, что с российским газом и товарооборотом». 

Последнее особенно важно. Наш анализ «ЄС – Росія: відповісти не можна ігнорувати» еще от 28 ноября 2013 года ( или англоязычный вариант //www.kyivpost.com/opinion/op-ed/mykola-honchar-a-response-impossible-to-ignore-334807.html) показал уязвимые места России и если бы ЕС был способен действовать на опережение, то Путин не отважился бы на крымскую авантюру. Однако, время утеряно, хотя шансы на успех политики «невоенного сдерживания» России еще остаются.

 В этой связи ЕС мог бы принять следующие решения

1.Обратить «газовое оружие» России против нее самой. Как только РФ прекратит поставки газа в Украину, ЕС и европейские члены НАТО могут перейти к беспрецедентным учениям по проверке уровня энергетической безопасности. С этой целью может быть сокращен до минимума по пропорциональному принципу (или вовсе прекращен) импорт газа, нефти и нефтепродуктов из России и задействованы существующие в ЕС резервы.

2.Официальный отказ ЕС от проекта «Южный поток» с демонстративным предложением «Газпрому» закрыть офис в Брюсселе. 

3.Максимизация штрафных санкций в отношении «Газпрома» за результатами 2-летнего расследования его деятельности.

4.Предъявление России требования о безоговорочном обеспечении свободы транзита для центрально-азиатского газа через территорию РФ в соответствии с нормами ВТО.

США следует обратить особое внимание на Германию. Являясь самой сильной страной Европы, она превратилась в самое уязвимое звено НАТО и ЕС в том, то касается отношений с Россией. Германская политика и деньги, по сути, стимулируют и взращивают реваншизм России на постсоветском пространстве. А в случае с аннексией Крыма практически стимулирует дальнейшую экспансию России на восток и юг Украины. Например, в то время, когда NASA объявило о прекращении сотрудничества с Россией по космическим программам, в том числе и прекращения проведения совместных научных и технических конференций, немцы демонстрировали в Дрездене на VII германо-российской сырьевой конференции, что никто не хочет охлаждения отношений из-за Украины. Российский вице-премьер А. Дворкович предложил немецким инвесторам участие в освоении российских запасов редкоземельных металлов. "Мы хотим стать серьезными конкурентами Китая, который является сейчас лидером на этом рынке. Запасы нашей страны составляют, по оценкам, 18 процентов мировых, а добыча - только 2 процента. Это говорит о потенциале". Предложение, которое в нынешних условиях выглядит как взятка, нашло отклик в лояльной России немецкой среде сырьевого бизнеса. Еще ранее Маттиас Платцек, один из известных политиков Социал-демократической партии, избранный председателем Германо-российского форума, заявил, что, несмотря на нарушение международного права, которое совершила Россия, «идти путем санкций контрпродуктивно. Взаимозависимость надо не сокращать, а культивировать…».

И видимо, практичные топ-менеджеры немецких компаний это активно делают. Одно из самых последних подтверждений прозвучало 4 апреля, когда «Газпром» сообщил о том, что немецкий концерн Siemens заключил сделку (надо полагать, достаточно крупную) с компанией South Stream Transport на поставку электротехнических систем и контрольно-измерительных приборов для морского участка газопровода "Южный поток". Раннее Джо Кезер (Joe Kaeser), руководитель концерна, встречался с В.Путиным и заявил, что «делает ставку на длительное сотрудничество с Россией».

Немецкий бизнес для влияния на политиков использует несколько другой инструментарий, чем его коллеги в Украине или РФ. Для немцев достаточно бывает сообщить о предполагаемых финансовых потерях и прогнозируемом сокращении рабочих мест на предприятиях, чтобы внести изменения в слишком демократичное мировоззрение представителей федерального правительства и парламента.

Весьма показательным примером являются высказывания Ф.-В. Штайнмайера 4 апреля в Афинах. DW: «Глава МИД ФРГ выразил надежду, что Россия, используя соответствующую "конфигурацию торговых отношений и цен на энергоносители", будет способствовать тому, что "мы сможем сохранить жизнеспособность украинской экономики, которая в ближайшие годы принесет значительные успехи". По словам министра, и "Россия заинтересована в том, чтобы Украина не потерпела политический и экономический крах". //www.dw.de/глава-мид-фрг-надеется-на-российское-участие-в-стабилизации-украины/a-17545252  

Подобные высказывания официального лица порождают вопрос: находится ли немецкая дипломатия «в адеквате» или она пребывает под воздействием «эффекта Шредера» и находится в поиске «дипломатических конфигураций» на пользу России подобно тому, как это было после вторжения в Грузию в 2008 году?

 «Немецкая тема» актуализирует для США необходимость ряда важных решений по Европе в целом, и Германии в частности:

- сохранить программы мониторинга Агентства национальной безопасности в Европе, и в Германии, прежде всего;

- провести закрытое исследование связей немецких политиков, высокопоставленных чиновников госаппарата и партийных функционеров, а также крупного бизнеса с российскими компаниями и специальными службами;   

- упростить процедуры предоставления американским компаниям разрешений на экспорт американского газа в виде СПГ в Европу; 

- увеличить военное присутствие группировки американских войск в Германии, возобновить программу ПРО.

 Без основательных решений «газо-крымский узел» не развязать. Он уже не является узлом украинским или украинско-российских отношений. После анонсирования размещения в Крыму бомбардировщиков Ту-22М3 становится понятным, что полуостров нужен России, прежде всего, как непотопляемый авианосец. Крымский узел – это уже узел Европы, который она не сможет развязать без США. Для нынешней власти в Украине, вероятно, ближайшим испытанием станет соблазн решить все проблемы одним махом по старинному рецепту Кремля, используя проверенный механизм «дешевого газа» и патологической жадности украинского политикума к деньгам и власти.



Аналітична записка


Дослідження


Доповіді та презентації


Статті


Коментарі експертів