Три причини активізації газових переговорів ЄС-Туркменістан

Реалізація проекту "Південний газовий коридор" допоможе зміцнити енергетичну безпеку Європи, - вважає дослідник Французського інституту міжнародних відносин (IFRI) Орелі Бро. Оригінал на Trend.az

Это является, по ее словам, одной из причин, по которой ЕС активизировал переговоры с Туркменистаном по поводу энергетического сотрудничества.

Ранее вице-президентом Европейской комиссии Марош Шефчович по итогам переговоров в Туркменистане заявил, что ЕС рассчитывает начать получать туркменский природный газ уже в 2019 году.

Как сказала Бро, еще одной причиной активизации переговоров по газу между ЕС и Туркменистаном является то, что сегодня Европейская комиссия хочет играть более активную роль на мировых энергетических рынках. В частности, одной из самых важных целей ЕС является создание европейского энергетического союза, проект которого был представлен 25 февраля. Исследователь напомнила, что в стратегии этого союза говорится, что ЕС хочет создать «стратегическое энергетическое сотрудничество со странами- производителями и транзитерами, чья важность растет», в том числе с Туркменистаном. При этом внутреннее производство энергоносителей в ЕС неуклонно сокращается.

Кроме того, важной причиной активизации переговоров с Туркменистаном является резкое ухудшение отношений между Россией и ЕС с 2014 года, сказала исследователь.

«Визит [делегации Европейской комиссии] в Туркменистан [на прошлой неделе] должен возобновить переговоры, так как ЕС пытается отойти от российского газа и снизить свою зависимость от России. Это политическое решение», - сказала она.

По словам Бро, в реализации Южного газового коридора заинтересованы как страны ЕС, так и страны Каспийского региона. Странам ЕС он позволит диверсифицировать свои источники газа, а прикаспийским странам даст возможность диверсифицировать экспорт газа. Поэтому, по ее словам, ЕС активно работает в Каспийском регионе для обеспечения быстрой реализации этого проекта. Кроме того, Бро считает, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе к "Южному газовому коридору" могут присоединиться Иран и Ирак, что будет способствовать его расширению.

Однако, по ее словам, сейчас трудно сказать, будет ли в ближайшее время построен Транскаспийский трубопровод, который позволил бы транспортировать туркменский газ в Азербайджан для дальнейшей поставке по существующей инфраструктуре. Она считает, что мешать реализации этого проекта будут два фактора: нерешенный статус Каспийского моря, по дну которого он должен пройти, а также несогласие Ирана и России, которые могут понести убытки из-за этого трубопровода.

"Обе страны утверждают, что трубопровод может "повредить хрупкую экологию мелководья", - сказала она.

"Южный газовый коридор" является одним из приоритетных для ЕС проектов, который предусматривает транспортировку газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в европейские страны.

На первоначальном этапе газ, который будет добываться в рамках второй фазы разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения "Шах Дениз", рассматривается в качестве основного источника для проектов "Южного газового коридора". На более позднем этапе к проекту могут быть подключены и другие источники.

Газ в рамках второй стадии разработки месторождения будет экспортироваться в Турцию и на европейские рынки путем расширения Южнокавказского газопровода и строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) трубопроводов.

Переговоры по Транскаспийскому газопроводу между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном начались в сентябре 2011 года.

Официальный Ашхабад считает, что для прокладки трубы по дну Каспия, правовой статус которого пока не определен, достаточно согласия тех сторон [Туркменистана и Азербайджана], территорию которых охватывает проект.

Азербайджан выразил готовность предоставить свои территорию, транзитные возможности и инфраструктуру для осуществления данного проекта.

По данным министерства нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана, в 2014 году в стране было добыто более 76 миллиардов кубометров газа, а его экспорт превысил 45 миллиардов кубометров. В 2015 году Туркменистан планирует добыть свыше 80 миллиардов кубометров товарного газа.



Аналітична записка


Дослідження


Доповіді та презентації


Статті


Коментарі експертів