Фінансова допомога ЄС Україні - взаємовигідне співробітництво

Європейський Союз є найбільшим донором України, надаючи нашій країні безповоротну фінансову допомогу, фінансуючи і підтримуючи різні програми і проекти, надаючи інші види нефінансової прямої допомоги. Цілком зрозуміло, чому Україна зацікавлена в такій допомозі, особливо зараз, в умовах складного економічного становища на тлі триваючої вже четвертий рік де-факто війни, розв'язаної в результаті агресії Росії проти України. А ось навіщо Євросоюзу витрачати гроші на Україну, і що приносить така допомога Україні

Далі - мовою оригіналу

 

Крупнейший донор Украины

Начиная с 1991 года, когда Украина вновь обрела независимость, помощь со стороны только Европейского сообщества составила 3,5 млрд. евро[1]. В последние годы размеры финансовой помощи ЕС возрастают, особенно после подписания Соглашения об ассоциации, которое уже ратифицировано и официально вступит в силу с 1 сентября этого года.

Финансовая помощь ЕС нацелена на поддержку реформирования и европейской интеграции Украины, в частности на конституционную реформу, открытие европейского ринка для украинских товаров, реформирование судебной системы и государственной службы, либерализацию визового режима, и выделяется в соответствии с Порядком дня ассоциации, через механизм Европейского инструмента соседства (ЕИС). В Порядке дня ассоциации сказано, что поддержка Украине предоставляется через применение всех имеющихся ресурсов помощи ЕС, а также через обмен опытом и советами, распространение лучших практик и «ноу-хау», распространение информации, поддержку развития способностей и институционного усиления[2].

Через Европейский инструмент соседства Украина получает финансовую помощь на двухсторонней основе, как часть финансовых ресурсов ЕС, доступных для Украины, в соответствии с существующими в ЕС правилами и процедурами оказания внешней помощи. Средства для Украины, как и для других стран, которые получают помощь ЕС, выделяются на установленные периоды с годичным распределением. Например, в период 2007-2013 годов, еще до подписания Соглашения об ассоциации, ЕС выделил 1,0056 млрд. евро на двухстороннюю помощь Украине. На период 2014-2020 годов бюджет двухсторонней помощи ЕС Украине был заложен на уровне до 1.013 млрд. евро.

Украина также имеет возможность воспользоваться дополнительным финансированием в рамках комплексной программы. Например, в 2014 году, с целью оказания помощи в стабилизации и развитии страны, ЕС одобрил специальный пакет помощи Украине с бюджетом в 365 млн. евро. Эти средства были направлены на помощь украинскому правительству в удовлетворении потребностей экономической стабилизации и внедрении реформ государственного управления, борьбу с коррупцией и поддержку гражданского общества.

Отдельно Украина получает от ЕС макрофинансовую помощь, на основе подписанного в мае 2015 года меморандума о предоставлении Украине необходимой для внедрения кредитной программы макрофинансовой помощи в размере 1,8 млрд. евро. Эту помощь, то есть дешевые длительные кредиты (дешевле, чем от МВФ), Украина получает тремя равными траншами по 600 млн. евро. Первый транш Украина получила в 2015 году. Предоставление второго транша ЕС обуславливал проведением ряда необходимых изменений и реформ, в частности: борьба с коррупцией; прозрачность госзакупок; реформирование в сфере энергетики и госслужбы; выплаты социальной помощи внутренне перемещенным лицам; снятие новых торговых ограничений[3].

Выполнение многих условий Украина затягивала, в частности касательно выплат пенсий ВПЛ (речь идет о людях, проживающий на оккупированных территориях, но зарегистрированных как ВПЛ) и снятия торговых ограничений на металлолом и лес-кругляк. В результате, вместо запланированного на конец 2015 года, Украина получила второй транш макрофинансовой помощи от ЕС только в апреле этого года[4], и то наше государство фактически получило эти деньги авансом, так как до конца не выполнило все условия.

Третий транш макрофинансовой помощи ЕС Украина должна получить до конца 2017 года. Во время проведения в июле этого года Саммита Украина – ЕС Вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис заявил, что Украина может в декабре 2017 года получить третий транш макрофинансовой помощи, но до средины ноября должна выполнить ряд условий, которые касаются борьбы с коррупцией, продолжения программ энергоэффективности, углубления взаимодействия в сфере проблем вынужденных переселенцев и конкретных экономических вопросов[5].

Этим Евросоюз показал заинтересованность в оказании помощи Украине. Но в чем же состоит интерес ЕС?

ЕС финансирует стабильную Украину

Как отмечено выше, ЕС предоставляет Украине финансовую помощь через механизм Европейского инструмента соседства — инструмента имплементации Европейской политики соседства. Основной задачей этой политики является построение демократической, процветающей, стабильной и основанной на правовом государстве зоны соседства. В Евросоюзе убеждены, что процветающее и стабильное Европейское сообщество невозможно без стабильного и процветающего соседства, то есть стран в ближайшем окружении, главной из которых является Украина. Тут ЕС уделяет внимание стабилизации политических и социально-экономических отношений в регионе и расширению сотрудничества по вопросам безопасности, берет на себя обязательство оказывать поддержку экономическому развитию своих стран-партнеров и стремится соответствовать надеждам и ожиданиям местного населения, уделяя при этом особое внимание вопросам надлежащего управления, демократии и верховенства права. Эти приоритеты воплощаются в жизнь посредством реализации устойчивых региональных и двусторонних программ и проектов на местах. Реализация этих задач невозможна без надлежащего финансирования, и для этого на период 2014-2020 годов ЕС выделил 15,4 млрд. евро[6], из которых 1,013 млрд. евро – только на двухстороннюю помощь Украине. Плюс еще предусмотрена финансовая помощь на многосторонние проекты в рамках Восточного партнерства ЕС и программ Трансграничного сотрудничества.

Важное место в этом процессе занимает подписание Соглашения об ассоциации с Украиной, которое не только открывает доступ на «крупнейший рынок мира», но и помогает реформировать и реконфигурировать украинскую экономику, а также модернизировать общество. Среди целей Соглашения зафиксировано «содействие, сохранение и укрепление мира и стабильности в региональном и международном измерениях»[7]. После подписания соглашений об ассоциации с Украиной, Грузией и Молдовой Еврокомиссия приняла новый Инструмент реализации Зоны свободной торговли (DCFTA Facility), который направлен на улучшение условий финансирования малых и средних предприятий в процессе интеграции в единый рынок ЕС. Бюджет этого Инструмента в целом составляет около 150 млн. евро. Таким образом, Евросоюз стремиться распространить единые правила европейского рынка на всю зону соседства.

И еще важный аспект – это предотвращение возможных рисков и угроз для ЕС со стороны соседних стран, которые могут возникнуть из-за низкого уровня жизни, связанного с проблемами социально-экономического характера, нестабильной ситуации или нарушения основ безопасности общества. ЕС в такой способ пытается предотвратить такие вызовы, как нелегальная миграция, контрабанда, трансграничная преступность и прочее.

Регионы Украины в финансовой помощи ЕС

Евросоюз уделяет особое внимание на развитие регионов Украины, в частности проведение реформ на региональном уровне.

Например, на период 2014-2020 годов ЕС выделил 55 млн. евро для наполнения Государственного фонда регионального развития, который находится под управлением Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Украины[8]. Этот фонд является аналогичным финансовым инструментам ЕС и поддерживает проекты развития по принципу «снизу – вверх», которые нацелены на социальное и экономическое развитие территорий.

Важное место в развитии регионов занимает программа «U-LEAD с Европой», которая совместно финансируется Евросоюзом и его отдельными странами-членами Данией, Эстонией, Германией, Польшей и Швецией. Во всех регионах Украины «U-LEAD» открывает офисы Центров развития местного самоуправления. Участие в открытии офисов берут Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, областные советы и государственные администрации, объединенные территориальные общины. Основная деятельность Центра развития местного самоуправления направлена на укрепление способности органов власти и местного самоуправления на центральном, региональном и местном уровнях для реализации региональной политики и реформы децентрализации, улучшения предоставления гражданам местных административных услуг. В Донецкой области такой Центр был открыт 31 мая этого года в Краматорске[9].

В этом году Представительство ЕС в Украине акцентирует внимание на работе в регионах, проводя множество различных мероприятий. Город Мариуполь тоже не остался в стороне. Например, в конце мая этого года Представительство ЕС в Украине провело в Мариуполе «День карьеры» и 19-ю сессию Еврошколы «EU Study Days in Ukraine». Только за последний месяц Мариуполь посетили депутаты Европейского Парламента и Вице-президент Европейской Комиссии Валдис Домбровскис, который отвечает за вопросы социального диалога, финансовой стабильности, банковского дела, финансовых услуг и рынка капиталов. После визита он отметил: «Внутренне перемещенным людям нужна всякая помощь, в том числе жилье, социальная и психологическая поддержка. В финансируемом ЕС Центре социального обслуживания IDPS я имел возможность поговорить с детьми и молодежью о повседневной жизни и планах. Все они надеются жить в мире. ЕС финансирует многие проекты в этой области, включая поддержку ВПЛ, инфраструктуру, энергоэффективность и другие».

Резюмируя, стоит отметить существенные объемы финансовой помощи ЕС Украине, которые предоставляются как на двухсторонней основе, так и в рамках реализации многосторонних проектов. Эта помощь является взаимовыгодной, поскольку приносит дивиденды Евросоюзу в виде стабильной Украины по соседству, но в первую очередь – помогает нашему государству и обществу в развитии и процветании.

 



Briefs


Research


Reports and Presentations


Articles


Expert comments