Викрадення Європи. Бельгія

В рамках проекту "Викрадення Європи" Володимир Кравченко представляє огляд "Бельгія. Командний гравець"

Голос столицы

В Бельгийском королевстве всегда испытывали теплые чувства к Москве. И с прохладцей относились к Киеву. Но как командный игрок, ориентирующийся на Берлин и Париж, во время российско-украинской войны Брюссель следует в фарватере политики Европейского Союза. Официально Бельгия выступает за территориальную целостность и суверенитет Украины, поддерживает санкции против России, выделяет гуманитарную помощь беженцам. Вице-премьер королевства, министр иностранных дел Дидье Рейндерс в январе не исключал, что лидеры ЕС могут усилить экономические санкции против России, если ситуация в нашей стране ухудшится. Глава бельгийского внешнеполитического ведомства в своей книге «Европа-Россия» даже пишет, что военная агрессия России в Украине несет такую же угрозу для безопасности Евросоюза, как джихадисты из ИГИЛ.

Впрочем, осуждая аннексию Крыма, в своих публичных заявлениях бельгийский МИД всячески воздерживается от употребления слова «агрессия». Бельгия одно из тех государств, члены правительств которых не выступают с жесткими заявлениями, требуя решительных мер для наказания нарушителя международного права.

В бельгийской столице также говорят: каналы для диалога с Москвой должны оставаться открытыми. Ведь Россия — важный партнер. В торговле, в решении таких глобальных проблем, как международный терроризм, ядерная программа Ирана и т.д. В общем, бельгийское правительство, подчеркивающее необходимость скорейшего урегулирования ситуации в Украине мирным путем, явно хочет поскорее вернуться к докризисным отношениям с РФ.

Позицию Брюсселя в отношении Москвы озвучил Д.Рейндерс в ходе своего визита в Россию в апреле 2015 г. Онзаявил, что Бельгия, развиваядвусторонниеотношениясРФ,стремитсявыстраиватьихв долгосрочномплане, «поднявшисьнад некоторымисложностямитекущегопериода». Судя по всему, следовать этой логике в Брюсселе будут и после того, как в двусторонних отношениях появился новый раздражающий фактор — арест бельгийскими властями российского госимущества в Бельгии по делу «ЮКОСа».

Энергетика

На отношение официального Брюсселя к Москве практически не влияют поставки российских энергоносителей — серьезный фактор для многих других столиц.

Доля российской нефти и нефтепродуктов в общем объеме бельгийского импорта «черного золота» составляет 11,68%, а российского угля более 25% от общего объема ввоза этого продукта. (Информационный портал «Экспортеры России» сообщает, что в 2014 г. в импорте из РФ доля топлива минерального, нефти и нефтепродуктов составила 34,8%.) Местные эксперты отмечают, что, получая газ из других стран в основном из Нидерландов и Алжира, Бельгия фактически не зависит от поставок российского «голубого топлива».

Однако российские нефтегазовые компании активно ведут свой бизнес в королевстве. Например, «Лукойл» имеет в Бельгии сеть из более чем 150 заправочных станций. А в марте 2015 г. российская компания Yamal Trade (100-процентно дочернее общество «Ямал СПГ») и бельгийская Fluxys LNG заключили 20-летний контракт на перегрузки в бельгийском порту Зеебрюгге сжиженного природного газа (объемом до 8 млн т ежегодно) с целью обеспечения бесперебойных поставок СПГ с полуострова Ямал на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Подписанию контракта не помешало то, что ведущим инвестором «Ямал СПГ» является компания «Новатэк», против которой ЕС и США введены санкции. В санкционных списках, кстати, и совладелец «Новатэка» Геннадий Тимченко, близкий к Владимиру Путину. Но чему удивляться? Как заметил в апрельском интервью агентству новостей «Россия сегодня» официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич, «даже в условиях контрпродуктивного курса Евросоюза по сохранению санкционного давления на Россию деловые круги двух стран продолжают демонстрировать неослабевающий взаимный интерес к развитию двустороннего взаимодействия».

Об этом «неослабевающем взаимном интересе» говорят и цифры.

Инвестиции и торговые связи

Как сообщает российская Федеральная служба государственной статистики, Бельгия является одной из семи стран Евросоюза, у которых в прошлом году вырос товарооборот с Россией. Если в 2013 г. он составил 11,8 млрд долл., то в 2014 г. уже равнялся 12,5 млрд. Правда, произошло это за счет увеличения импорта из РФ.

По данным Национального банка Бельгии, объем экспорта товаров этой страны в Россию в 2013 г. составил 3,34 млрд евро. Это 1,37% от общего объема бельгийского экспорта. Доля РФ во внешнеторговом обороте Бельгии оценивалась в 2,25%. В свою очередь, информационный портал «Экспортеры России» сообщает: доля российского импорта составила 3,1% от всего импорта, поступающего в Бельгию. Заметим, что согласно данным за 2013 г. основной объем внешнеторговых операций Бельгии приходился на страны ЕС, доля которых в экспорте составляет 69,2%, а в импорте 73,4%.

По информации Национального банка Бельгии, после введения санкций в 2014 г. объем бельгийского экспорта в РФ снизился до 2,69 млрд евро. При этом объем импорта из России в королевство увеличился с 7,83 млрд евро в 2013 г. до 8,34 млрд в 2014 г. «Экспортеры России» дают несколько иные цифры и отмечают, что в 2013 г. объем импорта из России вышел на уровень в 7,7 млрд долл., а бельгийский экспорт — на 4 млрд. В 2014 г. Бельгия импортировала из России на 8,9 млрд долл., а экспортировала — на 3,5 млрд.

Ключевые позиции в бельгийском экспорте в РФ в 2014 г. традиционно занимали средства наземного транспорта, продукты химической промышленности, фармацевтическая продукция, черные металлы, электрические приборы и запчасти, аудио- и видеотехника. Что касается импорта из России, то его основная часть приходится на сырье, машины и оборудование, алмазы, металлы и металлические изделия.

Аналитики отмечают, что весомым фактором в бельгийско-российских отношениях являются инвестиции Бельгии в Россию. По информации бельгийских экспертов, они составляют более 1,9 млрд евро. В соответствии с российскими данными, на начало 2014 г. объем накопленных инвестиций из Бельгии составил около 4,4 млрд долл., прямых — 894 млн долл. По словам А.Лукашевича, «в общей сложности на территории России реализуются проекты с участием порядка 35 бельгийских компаний. Сферы их деятельности разнообразны — легкая и тяжелая промышленность, сельское хозяйство, информационные технологии, здравоохранение, логистика, розничная торговля».

Среди крупнейших бельгийских компаний, инвестирующих в РФ, — Solvay, Bekaert, AB InBev, Lhoist Group, Janssen Pharmaceutica, DEME, Barco, LMS International. Российские инвестиции в Бельгию гораздо скромнее. Среди российских компаний, инвестирующих в Бельгию, — Новолипецкий металлургический комбинат, «Лукойл», ОАО «Мечел», «Холдинговая компания «Элинар», «ЕвроХим».

Влияние санкций

Осенью прошлого года, проводя анализ потенциальных потерь бельгийской экономики от введения Москвой ответных санкций, местные эксперты исходили из того, что основными уязвимыми местами Бельгии являются ее экспорт и инвестиции в Россию. В частности, по их мнению, запрет РФ на ввоз сельскохозяйственной продукции из Бельгии больше всего угрожает бельгийским садоводам, производителям свинины и молочных продуктов. Ведь именно груши, яблоки, свинина, сыр и сливочное масло составляли основу бельгийского продуктового экспорта в РФ.

Учитывая традиционно высокие объемы экспорта бельгийских груш в Россию (60% от урожая) и их высокий урожай в 2014 г. (на 10% выше, чем в 2013-м), прогнозировалось, что наиболее пострадавшим от санкций будет именно этот сегмент садоводства. Отказ же России от бельгийской свинины, по подсчетам фермеров, мог привести к потерям на уровне 500 из 5000 рабочих мест в этом секторе сельского хозяйства. (Заметим, что запрет на ввоз бельгийской свинины в РФ был введен еще в феврале 2014 г. и, таким образом, не связан с ответом Москвы на санкции ЕС.)

«Если Россия закроет границу для наших фруктов, ущерб будет огромным», — переживал год назад Дэвид Бампс, представитель компании D&G Fruit. В бельгийской прессе говорили об убытках в 400 млн евро, что соответствовало 7% от общего объема бельгийского экспорта в группе сельскохозяйственной и пищевой продукции. «В результате продовольственного эмбарго Российской Федерации 3 тыс. бельгийцев останутся без работы», — предполагали эксперты голландской финансовой группы ING.

Уже зимой 2015 г. проблема ущерба от обоюдных санкций утратила для бельгийского общества свою остроту: действительность оказалась значительно лучше, чем предсказывали эксперты, хотя в прошлом году экспорт фруктов в Россию и снизился на 11,5% по сравнению с 2013-м. Д.Рейндерс в интервью российскому агентству «Интерфакс» сообщил: «Экспорт бельгийских товаров в Россию действительно сократился. Если рассматривать именно сельскохозяйственный сектор, то в целом экспорт в этой отрасли вырос с конца прошлого года и до настоящего времени, поскольку мы сумели найти другие рынки сбыта, других партнеров, чтобы развивать производство в сельскохозяйственном секторе».

Бельгийские фирмы и фермы не только нашли новые рынки сбыта агропромышленной продукции, но и наладили схемы поставок продукции в Россию через третьи страны. Например, через Беларусь. Существование реэкспорта, кстати, подтвердил и Д.Рейндерс. Во время визита в Москву глава внешнеполитического ведомства Бельгии в интервью российскому «Коммерсанту», в частности, заметил: «Что касается наших производителей, в том числе экспорта груш, то в прошлом году объемы нашего экспорта выросли, мы нашли новые рынки сбыта как страны, которые если хотят, осуществляют дальнейший реэкспорт, так и другие страны мира».

Сказанное выше не означает, что проблема сбыта молочной продукции потеряла свою актуальность для Брюсселя. Дело в том, что с 1 апреля 2015 г. Евросоюз прекратил выплаты производителям «молочки», введенные в 1984 г. для предотвращения перепроизводства этой продукции и соблюдения квот. Теперь следует ожидать, что аграрное лобби увеличит давление на бельгийское правительство в вопросе санкций ЕС в отношении РФ, чтобы реализовать новые возможности развития производства и экспорта бельгийской молочной продукции.

По мнению бельгийских аналитиков, если в будущем Россия будет вводить новые санкции, потенциально уязвимыми секторами для бельгийской экономики могут оказаться фармацевтика, производство пластмасс, транспортных средств (прежде всего, седельных тягачей с полуприцепами), металлургия, производство научного оборудования. Отдельно эксперты отмечают угрозу потерь для алмазного бизнеса.

Бельгийский порт Антверпен — главный алмазный рынок мира: на его долю приходится до 80% мирового оборота этого драгоценного камня. Ювелирный сектор приносит в бюджет Бельгии около 12% доходов. А четверть импорта алмазов поступает из России. Поэтому украинские эксперты полагают, что Брюссель будет сопротивляться введению санкций, которые, например, будут предусматривать ограничения по торговле алмазами: бельгийские ювелиры опасаются, что в случае запрета Россия начнет поставлять драгоценные камни в другие страны-конкуренты.

Кремлевская колонна

В последнее десятилетие Москва в своей политике в Европе традиционно опирается на ультралевые и ультраправые партии. С точки зрения Кремля, они способны усилить разногласия в политической элите, бизнесе, обществе и, в конечном счете, расколоть единство Европейского Союза в его отношении к России. В том числе и в «украинском вопросе». Впрочем, влияние подобных партий в Бельгии незначительно.

Среди политических сил, откровенно симпатизирующих политике Кремля, следует назвать «Народную партию», представленную в Федеральном парламенте одним депутатом. По словам ее лидера Михаэля Модрикамена, его партия выступает «против сегодняшнего ухудшения отношений между Европой и Россией и считает, что Европа глубоко ошибается в выборе врага». Побывав же в марте с.г. в Москве по приглашению В.Путина, М.Модрикамен заявил, что Россия имеет историческое право на Крым, а санкции в отношении нее со стороны ЕС необоснованны.

В число симпатиков Кремля входят и члены ультраправой партии «Фламандский интерес». На последних парламентских выборах партия получила 7,7% голосов избирателей и представлена в нижней палате 12 депутатами. На выборах в Европарламенте она сумела получить один мандат. Член «Фламандского интереса» Франк Крейелман принимал участие в качестве «наблюдателя» в незаконном референдуме в Крыму в марте и «выборах» в «ДНР» в ноябре 2014 г. и выступает за создание «Новороссии».

Еще один бельгийский политик, симпатизирующий Кремлю, — фламандский националист, лидер общественного движения Euro-Rus Крис Роман: он пропагандирует углубление сотрудничества между Россией и Европой и укрепление оси Париж—Берлин—Москва, а также организует в Бельгии антиукраинские акции протеста. Список пророссийского лобби был бы неполным без упоминания рекламного агентства GPlus Europe, с 2006 г. активно сотрудничающего с «Газпромом».

Публичная деятельность пророссийских политиков в бельгийской столице широко освещается массмедиа РФ. Впрочем, несмотря на предпринимаемые ими усилия, «кремлевская колонна» не оказывает существенного влияния на политику правительства Бельгии: Брюссель придерживается общей позиции Евросоюза в отношении Москвы. И в дальнейшем позиция Бельгии во многом будет зависеть от того, какие подходы изберет Берлин, взявший на себя роль лидера Европейского Союза.



Briefs


Research


Reports and Presentations


Articles


Expert comments